Болгария: СМИ – инструмент в руках предпринимателей и бизнесменов

В народе средства массовой информации прозвали ‘бейсбольной битой’: всё потому, что с помощью грязных кампаний медиа пытаются лоббировать интересы своих владельцев. А ведь ещё 20 лет назад СМИ пользовались доверием населения.

Защитники природы протестуют против планов правительства, предусматривающих строительство горнолыжных трасс в заповедниках Болгарии. София, январь 2018-го года.
Защитники природы протестуют против планов правительства, предусматривающих строительство горнолыжных трасс в заповедниках Болгарии. София, январь 2018-го года.
В конце 2016-го года против предпринимателя Иво Прокопьева было возбуждено уголовное дело по подозрению в уклонении от уплаты налогов. Именно тогда принадлежащие его издательскому дому медиа начали усиленную публикацию материалов о работе налогового ведомства и продемонстрировали свою предвзятость. Другим примером может служить ежедневная газета Труд, принадлежащая медиамагнату Петьо Блыскову, и приобретённая им при финансовой поддержке болгарского банка First Investment Bank. С момента перехода в руки предпринимателя газета постоянно пытается дискредитировать природоохранные организации, борющиеся против планов председателя наблюдательного совета банка, который намерен превратить заповедники страны в горнолыжные курорты.

Большая часть СМИ страны сегодня находится в руках нескольких предпринимателей, которые превратили их в инструмент для достижения своих политических целей. Именно поэтому в рейтинге свободы прессы, который составляет организация Репортёры без границ, Болгария занимает последнее место среди стран ЕС.

Однако после падения коммунистического режима ситуация в стране была иной и характеризовалась небывалым плюрализмом на рынке СМИ. Благодаря огромному спросу на независимую журналистику, возникшему после долгих лет притеснения свободы прессы со стороны коммунистов (1944-1989), на медиаландшафте страны появилось большое число новых печатных изданий.

Сегодня же ситуация такова, что первопроходцы из числа независимых изданий – ежедневные газеты 24 Часа и Труд – продолжают сохранять лидирующие позиции, а вот издание Дума, наследник коммунистической прессы, практически кануло в лету. Еженедельник Капитал и ежедневная газета Капитал Daily считаются претенциозными изданиями, рассчитанными на образованных и интересующихся политикой и экономикой читателей.

На рубеже нулевых с возрастающим влиянием интернета в стране появилось большое количество онлайн-порталов с новостным контентом (News.bg и Dnevnik.bg) и широким кругом подписчиков. Блоги же, наоборот, потеряли свою популярность, так как большинство блогеров пишут преимущественно в социальных сетях: вместо собственного блога они ведут страничку в Facebook.

Самые влиятельные телеканалы Болгарии находятся в собственности иностранных владельцев. Так, частный телеканал bTV принадлежит концерну Central European Media Enterprises (CME) американского миллиардера Рональда Лаудера. Телеканал Нова телевизия ранее входил в шведский медиаконцерн Modern Times Group, но в 2018 году был выкуплен группой PPF Group чешского миллиардера Петра Келльнера. Благодаря внедрению современных развлекательных форматов, частные национальные телеканалы смогли быстро преодолеть многолетнюю монополию государственного телевидения. Однако, общественно-правовые телеканалы BNT1, BNT2 и BNT HD продолжают значительно влиять на формирование общественного мнения в стране. Национальное радио Болгарии и частная радиостанция Дарик Радио – это единственные общенациональные радиостанции страны, на чьих волнах преобладают разговорные передачи, а не музыкальный контент.

Место в рейтинге свободы прессы (Репортёры без границ):
111-е место (2018)

По состоянию на май 2018-го года


перейти к поиску СМИ

СМИ из Болгария на сайте euro|topics

перейти к поиску СМИ