Люксембург: помощь печатным СМИ и онлайн-предложения

Сокращение числа читателей, убытки в рекламном бизнесе и несовершенные модели размещения контента в интернете – всё это угрожает разнообразию на медиаландшафте герцогства Люксембург. Государство оказывает помощь печатным СМИ, правда, выгоду из такой поддержки извлекают не все.

Europe's largest private television and radio company, the RTL Group (© picture-alliance/dpa)
Europe's largest private television and radio company, the RTL Group (© picture-alliance/dpa)
Уже на протяжении десятилетий в Великом Герцогстве конкурируют два издательских дома – Saint-Paul и Editpress, первый из который близок к партии Христианские демократы, а второй – к социалистам. Конкуренция между двумя издательствами обострилась в 2007 году, когда Saint-Paul и Editpress начали выпускать бесплатные газеты, пользовавшиеся большой популярностью у читателей. На сегодняшний день бесплатное франкоязычное издание L’essentiel, выпускаемое издательством Editpress, имеет читательскую аудиторию, достигающую более 200 тысяч человек преимущественно из Люксембурга и прилегающих регионов. Одноимённый портал газеты является самым популярным в стране.

С появлением бесплатных газет большинство платных ежедневных изданий испытали отток читательской аудитории. В особенности эта ситуация затронула газету Tageblatt, издаваемую Editpress, а также либеральную Lëtzebuerger Journal и коммунистическую vum Lëtzebuerger Vollek. Франкоязычное приложение к одной из старейших ежедневных газет – La Voix du Luxembourg, принадлежащей издательству Saint-Paul, было вынуждено в 2011 закрыться. Небольшого прироста читательской аудитории благодаря выпуску электронного контента удалось достичь изданиям Luxemburger и франкоязычной газете издательства Editpress Le Quotidien.

В Люксембурге государство выделяет многомиллионные суммы на поддержку печатных СМИ. Правда, доходит эта помощь всего до трёх лидеров медиарынка. Так, львиная доля государственных дотаций на сумму 7,4 миллиона евро, выделенных в 2017 году десяти СМИ, досталась изданиям Tageblatt, Luxemburger Wort и Le Quotidien. Также в 2017 году впервые поддержку в размере 100 тысяч евро каждое получили и семь онлайн-изданий.

В журнальной индустрии снижение популярности у читательской аудитории коснулось изданий культурного профиля Télécran и Revue. Прочие журналы, среди которых – экономические вестники Le Jeudi, D'Lëtzebuerger Land и Woxx, а также экономическое ежемесячное издание Paperjam, наоборот, только выиграли от падения рейтингов ежедневной прессы.

Издания на португальском (Contacto, Correio) и английском языках (Delano) продолжают играть важную роль в медиаландшафте страны, в которой более сорока процентов жителей составляют иностранцы, а многоязычие является отличительной особенностью. В Люксембурге три государственных языка – немецкий, французский и люксембургский. Однако большинство печатных изданий выпускается только на немецком или французском. Люксембургский язык редко выступает в роли письменного языка, но пользуется широким распространением в радиовещании.

В Люксембурге располагается самый крупный частный телерадиоконцерн Европы RTL Group, которому в стране принадлежит среди прочих телеканал RTL Télé Lëtzebuerg. Вплоть до 1991-го года концерн занимал доминирующую позицию на рынке страны. Единственная франкоязычная радиостанция Люксембурга была основана в 2016 году в качестве проекта одноимённой бесплатной газеты.

Место в рейтинге свободы прессы (Репортёры без границ):Wort
17-е место (2018)

По состоянию на май 2018-го года
перейти к поиску СМИ

СМИ из Люксембург на сайте euro|topics

перейти к поиску СМИ