Мальта: страна потрясена убийством журналистки

В октябре 2017-го года медиаландшафт Мальты потрясло убийство журналиста-расследователя Дафны Каруаны Галиции. Журналистка занималась расследованиями коррупции в политических и экономических кругах и была известна в том числе и за границей.

Портрет убитой журналистки Дафны Каруаны Галиции перед Дворцом правосудия в Валлетте.
Портрет убитой журналистки Дафны Каруаны Галиции перед Дворцом правосудия в Валлетте.
Жизнь Дафны Каруаны Галиции оборвалась 16-го октября 2017-го года в результате покушения – под сиденьем её автомобиля взорвалась бомба, которую разместили двое мужчин, имевших контакты с министром экономики Мальты.

Даже много месяцев спустя с момента покушения у следствия нет практически никакой информации о заказчиках покушения. Ясно лишь одно: мотивом убийства могло послужить расследование Галиции об участии премьера страны и его супруги в так называемом Панамском досье и энергетических сделках с Азербайджаном.

На момент убийства против журналистки было подано 42 иска по обвинению в клевете, что является свидетельством того, насколько агрессивно мальтийские политики и бизнесмены настроены по отношению к критикующим их журналистам.

Медиаландшафт Мальты отличается большим разнообразием – если учесть соотношение количества представленных на рынке СМИ и численности населения. В стране издаются 14 ежедневных и еженедельных газет, вещают шесть общенациональных каналов и больше десятка радиостанций, а также работает большое число онлайн-порталов. В период с 1814-го по 1964 годы Мальта являлась британской колонией, поэтому в стране два государственных языка – мальтийский и английский.

Бывшая колониальная держава оставила свои следы и на рынке СМИ Мальты: половина всех печатных изданий, а также две ежедневные и пять еженедельных газет издаются на английском языке. Самой многотиражной ежедневной газетой является издаваемая с 1935-го года англоязычная Times of Malta. Читательская аудитория издания составляет порядка 55 тысяч человек. Times of Malta – по примеру британского The Times – на своём сайте предлагает частично платный контент. Рынок печатных СМИ Мальты переживает постоянный спад продаж, а онлайн-медиа, наоборот, набирают популярность. По сравнению с другими странами ЕС на Мальте на душу населения частота использования социальных сетей и электронных СМИ крайне высока.

Англоязычные издания страны ориентированы на коммерческую модель, в то время как издания, выходящие на мальтийском языке, получают субсидии от двух крупнейших партий страны. За такой поддержкой кроется не экономический интерес, а, скорее, увеличение своего присутствия на рынке СМИ. Подобное влияние испытывают на себе многие мальтийские СМИ. Находящаяся у власти с 2013-го года Лейбористская партия Мальты наряду с еженедельником владеет также телеканалом и радиостанцией. Оппозиционная Националистическая партия издаёт собственную ежедневную газету. Церкви на Мальте принадлежит своя радиостанция, а также новостной онлайн-портал. А профсоюз GWU, в свою очередь, владеет ежедневной и еженедельной газетами, а также новостным порталом. Всё это ещё раз демонстрирует, насколько активно различные заинтересованные группы используют медиарынок Мальты в своих целях.

Место в рейтинге свободы прессы (Репортёры без границ):
65-е место (2018)

По состоянию на апрель 2018-го года
перейти к поиску СМИ

СМИ из Мальта на сайте euro|topics

перейти к поиску СМИ