Польша: Пропаганда на государственном телевидении и радиовещании

Правящая партия Право и справедливость использует государственные теле-и радиоканалы в качестве инструментов для проведения своей политики. Клеветнические кампании в государственных СМИ – в порядке вещей.

Протесты против судебной реформы в Польше. Варшава, 24-е июля 2017-го года.
Протесты против судебной реформы в Польше. Варшава, 24-е июля 2017-го года.
Когда в июле 2017-го года десятки тысяч граждан Польши вышли на улицы, протестуя против судебной реформы, проводимой правительством, государственный новостной телеканал TVP Info сообщил своим зрителям, что 'протестующие – это защитники педофилов'. Можно привести ещё множество примеров манипулирования общественным мнением, а также чрезвычайно тенденциозного и политически предвзятого освещения происходящих в стране событий. В рейтинге организации Репортёры без границ Польша за период с 2015-го по 2018 год опустилась с 36-го на 54-е место.

Важным элементом политики правящей партии является назначение на руководящие должности в государственных телерадиокомпаниях журналистов, близких к партийным кругам. В результате качество информационных телепрограмм значительно снизилось.

Кроме того, председатель правящей партии Право и справедливость Ярослав Качиньский использует в своих интересах не только государственные, но и частные СМИ. За последние годы возникло большое число новых изданий, проводящих линию правящей партии. Примером тому являются ежедневная газета Gazeta Polska Codziennie (2011 год) или консервативный журнал Do Rzeczy (2013 год). Особенно важную роль играют информационно-политический журнал Sieci, основанный в 2012 году, и смежный новостной портал wPolityce.pl. Издателем в обоих случаях выступает компания Fratria.

Издательству Fratria тесные связи с правящей партией приносят немалую выгоду: за период, прошедший с выборов 2015-го года, издательство заработало сотни тысяч злотых – в основном за счёт рекламодателей из числа государственных компаний. За время правления нынешнего правительства правый новостной портал wPolityce.pl вдвое удвоил свой трафик и стал одним из важнейших интернет-изданий страны.

Но и предшествующие правительства поддерживали некоторые СМИ подобным же образом. Эти медиа теперь сталкиваются с финансовыми трудностями, поскольку с приходом к власти Качиньского в 2015 году денежный кран им перекрыли. В наибольшей степени это коснулось Gazeta Wyborcza –издания либерального толка, выступающего с критикой в адрес правительства. Положение усугубляет тот факт, что тираж газеты падает. Так, в 2017 году дневной проданный тираж составлял 111 тысяч экземпляров, в то время как в 2016 году этот показатель был выше – 140 тысяч экземпляров. Несмотря на это, Gazeta Wyborcza остаётся одним из крупнейших изданий страны. Продать больше экземпляров в день в 2017 году удавалось только бульварным газетам Fakt (261 тысяча экземпляров) и Super Express (129 тысяч экземпляров).

Помимо Gazeta Wyborcza есть ещё несколько изданий, пытающихся противостоять правящей партии. Речь идёт о журналах либеральной направленности Polityka (с тиражом в 97 тысяч экземпляров) и Newsweek Polska (тираж – 109 тысяч экземпляров). Оба журнала выходят в издательстве Ringier Axel Springer.

Особенностью польского медийного ландшафта является его крайняя поляризованность: большинство СМИ разделяются на два лагеря — либо они безоговорочно поддерживают правительство, либо являются его непримиримыми противниками. Исключение составляет ежедневная консервативная газета Rzeczpospolita (количество проданных экземпляров в день по данным на 2017 год: 49 тысяч). Издание балансирует между двумя полюсами. Ранее газета поддерживала партию Право и справедливость, однако сегодня всё чаще её критикует.

На журнальном рынке по-прежнему лидирует издание Gość Niedzielny (тираж — 135 тысяч экземпляров). Журнал продаётся в костёлах и транслирует точку зрения Ватикана.

Место в рейтинге свободы слова (Репортёры без границ):
58 (2018)

По состоянию на май 2018-го года
перейти к поиску СМИ

СМИ из Польша на сайте euro|topics

перейти к поиску СМИ