Испания: раскол и поляризация

Объявленный незаконным референдум о независимости, проведённый в Каталонии в сентябре 2017-го года, расколол надвое не только испанское общество, но и медийный ландшафт страны. При этом признаки перелома наметились уже давно.

Газеты Испании с сообщениями об итогах парламентских выборов в Каталонии, 22-е декабря  2017-го года.
Газеты Испании с сообщениями об итогах парламентских выборов в Каталонии, 22-е декабря 2017-го года.
Осенью 2017-го года против отделения Каталонии от Испании выступили не только консервативные СМИ, но и леволиберальная газета El País и каталонские ежедневные газеты La Vanguardia и El Periódico de Catalunya. А ту – и весьма немалую – часть каталонской аудитории, что придерживается сепаратистских взглядов, отдали на откуп малым изданиям – таким, как газеты El Punt Avui или Ara. Всю эту ситуацию с референдумом и расколом общества можно проследить на примере газеты La Vanguardia: в 2013 году главным редактором издания вместо Жозе Антика, в течение многих лет занимавшего эту должность, был назначен Мариус Кароль – писатель и журналист, однозначно выступающий за единство Испании. А Антик в свою очередь в 2015 году основал просепаратистский новостной портал elnacional.cat.

Медийный ландшафт Испании и до каталонского кризиса характеризовался поляризованностью и неоднородностью – даже в ещё большей степени. Существовавший ранее консенсус о том, что под вопрос не ставятся конституция страны, принятая в 1978 году, и парламентская монархия, пришедшая на смену десятилетиям военной диктатуры, царившей с 1939-го по 1975 год, рушился по всем фронтам. Устоявшаяся двухпартийная система, в рамках которой на протяжении десятилетий страной посменно руководили консервативная Народная партия (Partido Popular, PP) и Испанская социалистическая рабочая партия (PSOE), столкнулась с вызовом со стороны либеральной партии Граждане (Ciudadanos) и левой партии Подемос ('Мы можем!').

Соответствующая политическая дифференциация произошла и на медийном поле. Консервативные издания (ABC, El Mundo, La Razón), как и прежде, выступали в защиту королевского дома, католической церкви и централизованного государства, а леволиберальные СМИ (El País, El Periódico de Catalunya) отстаивали принцип светского и децентрализованного государства. Одновременно на левом фланге политического спектра появились новые игроки: eldiario.es, La Marea, ctxt.es. Эти издания обрушиваются с беспощадной критикой на государственные структуры, разоблачают скандалы вокруг королевской династии и коррупцию в крупных партиях.

И без того высокая концентрация на рынке СМИ – при которой большая часть издательств, теле- и радиоканалов находится в собственности всего нескольких концернов – во время финансового кризиса лишь усилилась. В 2010 году произошло слияние общенациональных телеканалов Cuatro и Telecinco, два года спустя единую телекомпанию были объединены также каналы La Sexta и Antena 3. Качество программ, выпускаемых государственной телерадиокомпанией RTVE, финансирование которой осуществляется за счёт налогоплательщиков, также находится под угрозой – ввиду сокращения бюджета.

Место в рейтинге свободы слова (Репортёры без границ):
31 (2018)

По состоянию на май 2018-го года
перейти к поиску СМИ

СМИ из Испания на сайте euro|topics

перейти к поиску СМИ