Чехия: в условиях коронакризиса снова лидируют публично-правовые СМИ

Ещё до коронакризиса наибольшей популярностью среди чешской аудитории пользовались публично-правовые теле- и радиокомпании. По данным репрезентативного опроса, проведённого факультетом журналистики Масарикова университета в городе Брно, именно этим СМИ доверяет население – об этом заявили более 56 процентов опрошенных. Можно исходить из того, что в связи с коронакризисом этот показатель достиг ещё более высокого уровня.

1 Марта 2020 года: протесты против премьер-министра Андрея Бабиша, которому вменяется конфликт интересов между его политической деятельностью и подконтрольным ему концерном Agrofert. В активы концерна среди прочего входит и целый ряд газет.
1 Марта 2020 года: протесты против премьер-министра Андрея Бабиша, которому вменяется конфликт интересов между его политической деятельностью и подконтрольным ему концерном Agrofert. В активы концерна среди прочего входит и целый ряд газет.
Передачи ČT24, круглосуточного новостного канала публично-правовой телекомпании Česká televize, в обычное время смотрит лишь небольшая часть населения, активно интересующаяся политикой. Однако с наступлением коронакризиса телеканал неожиданно стал выходить на первое-второе места по количеству просмотров. ČT24 в прямом эфире информирует о последних событиях и тенденциях, транслирует пресс-конференции кризисных штабов, чётко и доходчиво разъясняет подоплёку происходящего, обрисовывая последствия - вплоть до уровня небольших общин. Это стало возможным благодаря широкой сети корреспондентов телеканала по всей стране.

Иностранные корреспонденты Česká televize также весьма активны и оперативно информируют зрителей о происходящем в том или ином регионе мира. В ходе пандемии телеканал Česká televize резко обошёл по рейтингу популярности своих конкурентов – крупные частные телеканалы, которое в обычное время легко затыкали его за пояс. То же самое можно сказать и о публично-правовой радиокомпании Český rozhlas. Её радиостанции Radiožurnal и Plus ныне могут дать фору частным радиостанциям, некогда лидировавшим на рынке.

Нападки с самого верха

Для публично-правовых телерадиокомпаний рост рейтингов и доверия со стороны аудитории – весьма желательное явление, поскольку именно эти СМИ, как правило, испытывают на себе наибольшее давление со стороны властей предержащих. На этом поприще особенно отличился президент Милош Земан, который не упускает случая обрушиться с нападками на общественное телевидение и обвинить его журналистов в 'некомпетентности', а освещение ими событий – 'недостаточно взвешенным и объективным'. Для своего экстренного обращения к народу по поводу коронакризиса Земан сознательно выбрал частный телеканал и заявил в его эфире буквально следующее: 'Не обращайте особого внимания на лай и вопли наших журналистских комментаторов, которые, как обычно, пишут обо всём, ничего не понимая. Лучше прислушивайтесь к специалистам, которые действительно способны вам помочь'.

Подобные уничижительные формулировки глава государства позволяет себе и в адрес ряда других СМИ, а именно тех из них, что выпускаются издательским домом Economia. В их число входят Hospodářské noviny, считающаяся самой качественной ежедневной газетой страны, либеральный еженедельник Respekt, удостоенный международных премий, открытый самым различным мнениям онлайн-портал Aktuálně.cz и частный телеканал DVTV, качество передач которого не раз отмечалось критиками. По словам Земана, все эти СМИ 'манипулируют общественным мнением и что ни день талдычат нам, как себя вести'. Кроме того, он заявил, что журналисты, работающие в этих СМИ, не достойны своего профессионального звания.

От критики президента, которая по сути дела представляет собой не что иное, как непрекращающуюся атаку на свободу прессы, защищены лишь газеты, выпускаемые концерном Agrofert, принадлежащим премьер-министру Андрею Бабишу и находящемся ныне в доверительном управлении - чтобы главу правительства нельзя было обвинить в конфликте интересов.

По мнению директора публично-правовой телерадиокомпании Česká televize Петра Дворжака, вряд ли следует ожидать, что та принципиальная враждебность, с которой Земан и ряд других чешских политиков высшего звена относятся к возглавляемой им телекомпании, а также другим СМИ, исчезнет в обозримом будущем. В этом плане Чехию спасает то, что в её правительстве нет монополии какой-либо одной партии, которая могла бы расшатать основы свободной журналистики, как то имеет место в Польше или Венгрии, – заявил Дворжак в своём интервью газете Hospodářské noviny.

Место в рейтинге свободы слова (Репортёры без границ): 40 (2020)

По состоянию на апрель 2020 года

перейти к поиску СМИ

СМИ из Чехия на сайте euro|topics

перейти к поиску СМИ