Россия: СМИ под контролем государства

Отличительной чертой российского медийного ландшафта является высокая степень государственного влияния на СМИ. Почти все крупные телеканалы и газеты либо напрямую принадлежат государству, либо контролируются приближёнными к властям концернами и олигархами. Некоторая степень свободы ещё сохраняется в интернете.

The wall of the Kremlin in Moscow. (© picture-alliance/dpa)
The wall of the Kremlin in Moscow. (© picture-alliance/dpa)
Публикации о вовлечённости Путина в скандал вокруг Панамского досье, а также материалы о дочери российского президента дорого обошлись медиамагнату Михаилу Прохорову: в 2016 году Прохоров – миллиардер, считающийся относительно независимым от властей, – был вынужден подчиниться давлению Кремля и сменить руководство редакции своего медиахолдинга РБК. После этого публикации РБК стали гораздо более беззубыми. В 2017 году Прохоров окончательно сдался и продал медиахолдинг Григорию Берёзкину – бизнесмену, в медийные активы которого среди прочего входит проправительственная бульварная газета Комсомольская правда.

Как правило, в своих новостных программах российские телеканалы однозначно поддерживают позицию Кремля. Независимым СМИ остаётся в лучшем случае предлагать своим зрителям развлекательный контент или – подобно телеканалу Дождь – ограничиваться вещанием по спутнику или в интернете.

После вступления Путина в должность президента в 2000 году государство первым делом взяло под свой контроль оппозиционно настроенный телеканал НТВ. С тех пор НТВ принадлежит холдингу Газпром-Медиа. Несколько большей свободой, нежели телевидение, пользуются газеты и интернет-СМИ. Однако и в отношении печатной прессы государство придерживается своей стратегии: контроль над редакциями передаётся прокремлёвским, зависимым от власти бизнесменам – как это было видно на примере РБК.

Новая Газета и радиостанция Эхо Москвы (несмотря на то, что её собственником является близкий к Кремлю Газмпром-Медиа-Холдинг) остаются единственными известными СМИ классического типа, которые ещё могут себе позволить критическую позицию в отношении властей и остаются открытыми для оппозиционных высказываний.

Интернет-журналистика менее подвержена контролю со стороны государства. Хотя и в этом сегменте уже существует множество проправительственных порталов с широкой аудиторией, а некоторые критиковавшие режим сайты были за последние годы закрыты – в большинстве случаев под предлогом того, что на них были опубликованы материалы якобы экстремистского толка. Тем не менее, большинство независимых медиа можно найти именно в интернете – примером тому являются порталы newsru.com, Republic или fontanka.ru. Открытое обсуждение актуальных тем ведётся также в блогах и социальных сетях.

В 2014 году в России были приняты поправки к закону о СМИ, запрещающие иностранным гражданам выступать учредителями СМИ в России и ограничивающие участие иностранного капитала в российских медиа долей в 20 процентов с 2017-го года. В результате с российского медиарынка ушёл издательский дом Axel Springer, в числе прочего выпускавший русскую версию Forbes. Медиагруппа Sanoma продала свои доли в газетах Ведомости и The Moscow Times. Зарубежные СМИ, имеющие русскоязычную версию, – такие, как Deutsche Welle, BBC или портал Meduza.io – доступны в интернете.

В целом можно сказать, что несмотря на все ограничения свободы прессы, доступ к информации в стране имеется. Однако политика, проводимая Кремлём в отношении СМИ, привела к тому, что информация доходит лишь до тех, кто её активно ищет.

Место в рейтинге свободы прессы (Репортёры без границ):
148 (2018)

По состоянию на май 2018
перейти к поиску СМИ

СМИ из Россия на сайте euro|topics

перейти к поиску СМИ