Великобритания: медийная кампания против ЕС

Плохой имидж Евросоюза в Великобритания объясняется ещё и тем, что на протяжении многих лет пресса страны ведёт активную кампанию против Брюсселя. Так, уступки со стороны Лондона в переговорах по выходу страны из сообщества нередко выставляются в СМИ как неизбежное зло.

The front pages of British newspapers the day after the Brexit referendum. (© picture-alliance/dpa)
The front pages of British newspapers the day after the Brexit referendum. (© picture-alliance/dpa)
‘Цена свободы’ – именно с таким заголовком в декабре 2017-го года в журнале The Daily Telegraph вышла статья, рассказывавшая о важных пунктах первого достигнутого между Лондоном и Брюсселем соглашения. Особенно яро против ЕС традиционно выступает правоконсервативная британская бульварная пресса, лидером которой считается ежедневная газета с самым большим тиражом в стране The Sun. За ней следуют издания Daily Mail и Daily Express. ‘Ликуйте! Мы покидаем ЕС!’ – с таким заголовком вышла газета Daily Mail в декабре 2017-го года после достижения первого соглашения.

Методы британской бульварной прессы ещё семь лет назад изрядно шокировали медиаландшафт страны: оказалось, что журналисты издания News of the World годами прослушивали телефонные разговоры известных личностей, политиков и жертв преступлений. Скандал с прослушкой отчётливо выявил, насколько тесно в стране переплетены политика и СМИ.

Бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон учредил специальную комиссию для расследования данного скандала. Комиссия бескомпромиссно подошла к своим обязанностям: к суду были привлечены создатели изданий и репортёры. Кроме того, комиссия рекомендовала принять Закон о СМИ, который ограничил бы спектр допустимых методов работы. Данный закон, однако, не был принят ни при Кэмероне, ни при следующем премьере Терезе Мэй – из-за опасений ограничить таким образом свободу прессы в стране.

В 2013 году британский медиаландшафт взорвал скандал с Эдвардом Сноуденом, предавшим огласке информацию о тотальной слежке со стороны американских спецслужб. А леволиберальная газета Guardian приняла участие в разоблачении слежки со стороны западных спецслужб, за что издание получило высокую оценку за границей, но подверглось осуждению со стороны британского правительства и прочих СМИ, обвинивших газету в поддержке террористов.

Организация Репортёры без границ тогда также выступила довольно критично: «Такое стирание границ между журналистикой и терроризмом напоминает практики авторитарных режимов». И это несмотря на то, что Великобритания долгое время считалась колыбелью свободы прессы, – ведь в стране ещё в 1695 году была упразднена всякая цензура.

В ноябре 2016-го года Палата общин приняла неоднозначный закон под названием Investigatory Powers Bill, который среди прочего разрешал слежку за журналистами без их ведома. В апреле 2018-го года Высший суд Британии постановил, что данный закон противоречит нормам ЕС и дал британскому правительству время до 1-го ноября 2018-го года для того, чтобы переработать закон.

В последние годы рынок британских печатных СМИ столкнулся с падением числа продаж и серьёзными убытками в рекламной сфере. Леволиберальное издание Independent с марта 2016-го года выходит только в электронной версии. Всё больше медиадомов делают ставку на онлайн-подписки. Газета The Times в этой сфере добилась особых успехов: после 13 убыточных лет в 2014 году издание вновь смогло выйти на прибыльный курс.

В тяжёлой ситуации оказался и самый влиятельный телеканал страны – публично-правовое телевидение BBC. Из-за нехватки финансирования в 2014 году под угрозой оказался международный сервис телеканала World Service. Ситуацию удалось спасти благодаря денежному вливанию со стороны государства.

Место в рейтинге свободы прессы (Репортёры без границ):
40-е место (2018)

По состоянию на май 2018-го года
перейти к поиску СМИ

СМИ из Великобритания на сайте euro|topics

перейти к поиску СМИ