Австрия: полное взаимопонимание между политиками и бульварными СМИ

Австрийские политики борются за благосклонность бульварной прессы. В этих отношения царит взаимность.

Coffeehouse in Vienna (© picture-alliance/dpa
Coffeehouse in Vienna (© picture-alliance/dpa
Победу Себастьяна Курца на выборах 2017-го года аналитики объясняют тем, что его предвыборная кампания, построенная на неприятии иммиграции и ислама, нашла нужный отклик у избирателей – причём вопреки тому, что ни экономические показатели, ни повседневная жизнь не давали повода впадать в панические настроения. Политические лозунги Курца, сдобренные чётко очерченным, удобоваримым образом ‘врага’, превосходно вписывались в нарратив бульварных СМИ, которые их подхватили и растиражировали.

Курц – не первый австрийский политик, заработавший очки с помощью этого механизма: до него столь же виртузно на инструменте бульварной прессы играл правый популист Йорг Хайдер. А социал-демократы десятилетиями подбрасывали тяжеловесам от бульварных СМИ миллиардные пайки в виде госзаказов на рекламу.

Правительства в Австрии приходят и уходят, но вездесущая бульварная пресса, во многом формирующая общественное мнение, остаётся. Начиная с послевоенного периода, тон в медийном ландшафте Австрии преимущественно задают крупные бульварные газеты. Какое-то время австрийская газета Kronen Zeitung была самой массовой газетой в Европе – в сопоставлении с численностью населения страны. С 2000-го предложение на рынке бульварных изданий расширилось: появились бесплатные газеты Österreich и Heute. При этом основным источником средств для многих австрийских медиаконцернов является продажа рекламных площадей в газетах политическим партиям и министерствам.

Ещё одна особенность медийного ландшафта Австрии состоит в том, что в нём доминируют крупные издательские дома, которые по большей части находятся в собственности Raiffeisen Bank и частных фондов, имеющих непосредственное отношение к католической церкви.

Конкуренция со стороны столь сильных игроков затрудняет выход на рынок для новых независимых СМИ. Новые издания, как, например, ежемесячный журнал Datum, несмотря на качественный контент, как правило, могут закрепиться лишь в ещё не занятых нишах.

Слабая конъюнктура на рекламном рынке доставляет забот и крупным издательствам. Так, издательский дом News сократил штат сотрудников приблизительно на 20 процентов. Издательство Styria, запустив интернет-версию своей деловой газеты, полностью прекратило выпуск её печатного варианта.

Сравнительно недавно австрийские издания начали вводить разного рода платную подписку в интернете. Такие ежедневные газеты, как Die Presse или
, размещают часть своего контента в формате платного доступа, а еженедельник Falter и ежемесячный журнал Datum скрывают за пейволлом вообще все материалы. Газета NZZ.at, существовавшая исключительно в виде интернет-издания и взимавшая плату за доступ ко всему контенту, на рынке не удержалась и была закрыта в апреле 2017-го года.

В сегменте серьёзных, качественных изданий преобладают ежедневная леволиберальная газета Der Standard и либерально-консервативная газета Die Presse. Однако ни одно из этих изданий не может сравниться с бульварными газетами по степени влияния на общественное мнение.

На телевизионном рынке Австрии по-прежнему доминирует общественная телерадиокомпания ORF. Финансируется она за счёт специального сбора, взимаемого с жителей страны. По данным на 2015 год, аудитория ORF, вещающей на пяти каналах, в десять раз превосходит аудиторию крупнейшего частного телеканала страны – Puls 4, входящего в группу ProSiebenSat1. Редакционная политика ORF подвержена влиянию политических партий, поскольку последние в рамках наблюдательного совета телекомпании принимают участие в назначении её генерального директора. С мая 2018-го года пост председателя наблюдательного совета занимает Норберт Штегер, ранее возглавлявший Австрийскую партию свободы (FPÖ). Вместе со своими коллегами по партии Штегер среди прочего обвинял телекомпанию в необъективном освещении определённых политических тем, а также в распространении недостоверной информации. В качестве ответных мер Штегер пригрозил уволить ‘некорректно работающих’ сотрудников.

Место в рейтинге свободы слова (Репортёры без границ):
11 (2018)

По состоянию на май 2018-го года


перейти к поиску СМИ

СМИ из Австрия на сайте euro|topics

перейти к поиску СМИ