Румыния: власть медиамагнатов

Часть румынских медиапредпринимателей были осуждены за коррупцию и оказались за решёткой. Принадлежащие им СМИ оказались в глубоком кризисе: их финансовое положение пошатнулось, а репутация была подорвана.

Демонстрация в поддержку частной телекомпании Antena 3 19-го февраля 2016-го года в Бухаресте. Ранее телестудии медиагруппы Intact были конфискованы государством. Причиной стал тот факт, что владелец медиагруппы Intact Дан Войчулеску был признан виновным в отмывании денег.
Демонстрация в поддержку частной телекомпании Antena 3 19-го февраля 2016-го года в Бухаресте. Ранее телестудии медиагруппы Intact были конфискованы государством. Причиной стал тот факт, что владелец медиагруппы Intact Дан Войчулеску был признан виновным в отмывании денег.
Каждую неделю частный телеканал Antena 3 в своих передачах обрушивается с критикой на антикоррупционное ведомство страны (DNA), обвиняя его сотрудников в том, что они-де выполняют политический заказ. Постоянное повторение этих обвинений привело к тому, что многие жители страны уже не верят в то, что в стране ведётся борьба с коррупцией – объективная и независимая.

Передачи подобного рода играют на руку лидеру правящей Социал-демократической партии Румынии (PSD) Ливиу Драгне, который и сам находится в фокусе внимания следователей по борьбе с коррупцией. Драгня неизменно задействует всё своё – немалое – влияние в парламенте, когда речь заходит о том, чтобы ‘размыть’ и выхолостить законы, предназначенные для искоренения коррупции – в первую очередь в политической среде.

Медийную поддержку Драгне при этом оказывает отнюдь не только частный телеканал Antena 3. Общественные теле- и радиоканалы также не особенно сопротивляются нажиму со стороны политических кругов. В 2017 году румынский парламент отменил особый сбор на радио и телевидение, который ранее взимался с жителей страны. Теперь финансирование поступает напрямую из бюджета. Медиа-эксперты опасаются, что общенациональные государственные теле- и радиоканалы теперь будут проводить преимущественно проправительственную линию.

В румынской прессе и на телевидении практически невозможно найти объективного освещения событий. В 90-е годы дельцы от бизнеса и политики основывали СМИ – для продвижения собственных интересов и приумножения богатства и влияния. Большая часть известных медиамагнатов стараниями антикоррупционного ведомства в итоге была привлечена к судебной ответственности – как, например, Дан Войкулеску, в медиаимперию которого входит телеканал Antena 3. Войкулеску был осуждён за отмывание денег и мошенничество и отсидел в тюрьме около трёх лет.

Такие медиамагнаты, как Войкулеску и иже с ним, всё ещё задают тон на медиарынке. Возникают и конкурентные издания, однако им очень сложно выжить в условиях румынского медиарынка. За прошедшие годы доходы от рекламы резко сократились, а часть медиакомпаний и вовсе разорилась. Задержки с выплатой зарплаты в редакциях румынских СМИ – в порядке вещей. На этом фоне не удивляет, что журналистов нередко подкупают. По данным организации по мониторингу СМИ Active Watch, ведомства и компании дают журналистам взятки за то, чтобы те не критиковали их в своих статьях и передачах. Дело доходит до того, что власти на местах и частные фирмы таким образом контролируют всю местную прессу – и тем самым превращаются в этаких 'местных баронов'.

Ввиду всего вышесказанного многие издания сталкиваются с тем, что помимо трудностей экономического характера они переживают и репутационный кризис. Газеты, которые после революции 1989-го года достигали миллионных тиражей и в условиях новообретённой свободы стали ведущими изданиями страны, в последние годы были вынуждены резко сократить свои тиражи. ‘Многие читатели полагают, что нет смысла тратить деньги на покупку газет и журналов, поскольку в них всё равно не найти достоверной информации’, – такое объяснение даёт журналист и медиаэксперт Петришор Обае. Тираж многих известных ежедневных газет упал ниже показателя в десять тысяч экземпляров, а тот факт, что они до сих пор играют какую-то роль в медийном ландшафте страны, объясняется исключительно тем, что читательскую аудиторию ещё находят их бесплатные онлайн-версии.

В интернете уже давно сформировалось сообщество блогеров: они представляют собой единственную серьёзную альтернативу пропартийным СМИ. Финансируются блоги за счёт краудфандинга, пожертвований и других средств, выделяемых на проекты. Свои материалы – критического характера – блогеры публикуют на таких порталах, как G4 Media, Contributors, CriticAtac и Baricada. Недавно основанный портал Rise Project представляет свою платформу для публикаций журналистских расследований.

Место в рейтинге свободы слова (Репортёры без границ):
44 (2018)

По состоянию на май 2018-го года
перейти к поиску СМИ

СМИ из Румыния на сайте euro|topics

перейти к поиску СМИ