Словения: экономия за счёт качества

В и без того обозримом медийном ландшафте Словении наблюдается высокая концентрация СМИ в руках нескольких собственников. За последние годы в стране завершился процесс приватизации в сегменте крупных ежедневных газет. До этого, после распада Югославии, в частных руках находилась лишь часть изданий.

A newspaper reader in Piran. (Flickr, Greta Hughson, CC BY-NC 2.0)
A newspaper reader in Piran. (Flickr, Greta Hughson, CC BY-NC 2.0)
Для журналистов, в течение многих лет сотрудничающих с общественной телерадиокомпанией RTV Slowenia в качестве фрилансеров, ситуация за последние годы изменилась к лучшему: большинство из них были взяты в штат редакций. Ранее многим из них пришлось перейти в статус внештатного сотрудника ввиду политики экономии, проводимой в компании. На газетном рынке ситуация выглядит хуже: крупные ежедневные газеты, в первую очередь Delo и Večer, из-за финансовых проблем уволили большое число сотрудников. Поскольку продажи были непрозрачными, многие журналисты и до этого работали, испытывая неуверенность в будущем.

Крупные ежедневные газеты и сегодня сталкиваются с падением продаваемого тиража. При этом бульварная газета Slovenske novice, издаваемая компанией Delo GmbH, продаёт в два раза больше экземпляров, чем сама газета Delo – крупнейшая авторитетная газета страны. Влиятельные ежедневные издания, такие, как Delo, Dnevnik или же Večer, пытаются расширить свою читательскую аудиторию за счёт онлайн-форматов. К настоящему времени доступ к большей части материалов на их газетных сайтах стал платным. Большой популярностью эта услуга не пользуется: читатели, ранее имевшие свободный доступ к статьям и комментариям, платную подписку оформлять не спешат.

На рынке телемедиа представлены государственная телекомпания RTV и нескольких частных телеканалов. С 1-го марта 2016-го года в эфир выходит телеканал Nova24 TV, имеющий также свой онлайн-портал. Одним из его учредителей является бывший премьер-министр страны Янез Янша, а также многие влиятельные члены возглавляемой им консервативной Словенской демократической партии (SDS). С недавних пор в число совладельцев канала входит также венгерская компания Ripost, считающаяся близкой к венгерской партии Фидес и премьеру Виктору Орбану. Канал выпускает исключительно информационно-политические передачи, то же самое касается и его онлайн-портала. По словам директора Nova24 TV Бориса Томашича, медиагруппа придерживается независимой политической позиции, но позиционирует себя как правоконсервативное объединение.

Несмотря на наличие многочисленных радиоканалов, основанных после обретения Словенией независимости, наиболее широкую аудиторию по-прежнему имеют общественные радиостанции Val 202 и Ra SLO1. Какое-то время в стране насчитывалось до 90 радиостанций, однако многие малые радиоканалы регионального значения были скуплены крупными радиостанциями, вещающими на всю страну.

Место в рейтинге свободы слова (Репортёры без границ):
32 (2018)

По состоянию на май 2018-го года
перейти к поиску СМИ

СМИ из Словения на сайте euro|topics

перейти к поиску СМИ