Венгрия: выхолащивание свободы прессы

Всего день спустя после парламентских выборов в апреле 2018-го года свершилось: влиятельный медиамагнат Лайош Шимичка объявил о закрытии консервативной газеты Magyar Nemzet – одного из старейших изданий страны. Таковы результаты разочарования по поводу очередной победы Виктор Орбана на выборах.

11-е апреля 2018-го года: последний выпуск ежедневной газеты Magyar Nemzet, закрытой после 80 лет существования.
11-е апреля 2018-го года: последний выпуск ежедневной газеты Magyar Nemzet, закрытой после 80 лет существования.
Газета Magyar Nemzet и новостной телеканал HírTV, также входящий в медиаимперию Шимички, до 2015-го года придерживались проправительственной линии. Их владелец в течении многих лет был верным соратником Орбана. А в 2015 году, после того как Шимичка с Орбаном рассорился, его СМИ приобрели оппозиционную окраску. Когда Орбан в очередной раз одержал победу на выборах, Шимичка отказался от газеты Magyar Nemzet, и она была закрыта. Увольнения имели место и на канале HírTV. Закрылась и принадлежавшая Шимичке радиостанция Lánchídrádió.

Оппозиционные СМИ с давних пор подвергаются в Венгрии давлению. За последние годы часть из них прекратила своё существование – ввиду нехватки средств. Большой резонанс вызвало закрытие в 2016 году ежедневной газеты Népszabadság – одного из крупнейших оппозиционных СМИ Венгрии: октябрьским утром сотрудники редакции, пришедшие на работу, обнаружили двери редакции на замке. Аккаунты их электронной почты были заблокированы. Владелец объяснил это тем, что газета приносила одни убытки, однако сотрудники и эксперты говорят о том, что имел место самый настоящий путч. Они обвиняют членов правительства во главе с Орбаном в том, что те хотели избавиться от неугодного им издания. Газета была одним из главных рупоров левой оппозиции и критически относящейся к властям интеллектуальной элиты страны.

Ранее, в 2011 году, правительство Орбана приняло закон о СМИ, вызвавший шквал критики как в самой стране, так и за рубежом. Среди прочего закон предполагал усиление контроля за СМИ – причём в такой степени, что о своих возражениях заявила Еврокомиссия. Так, закон обязывал журналистов общественных СМИ 'объективно освещать события' и 'вносить свой вклад в укрепление национальной идентичности'. На должности в новооснованном ведомстве по надзору над СМИ были назначены верные властям люди, а около тысячи сотрудников общественной телерадиокомпании оказались уволенными. Еврокомиссия отреагировала весьма резко и осудила этот закон, заявив, то он идёт вразрез с основополагающими ценностями Евросоюза.

Характерная черта медийного ландшафта Венгрии - его разделённость между двух полярных друг другу политических лагерей, образовавшихся в посткоммунистическую эпоху: с одной стороны, это Фидес – правящая сегодня партия правоконсервативной направленности, а с другой – Венгерская социалистическая партия, преемница бывшей Венгерской социалистической рабочей партии. За последние четверть века многие печатные СМИ оказались под влиянием либо той, либо другой стороны.


Общественная телерадиокомпания, основанная в 1990 году, также с самого начала находится в этом конфликтном поле. Поскольку в Венгрии не существует специального сбора для финансирования общественного радио и телевидения, который общественные теле- и радиоканалы могли бы взимать сами, их финансирование осуществляется напрямую из бюджета, в результате чего они находятся в финансовой зависимости от действующего правительства и его предпочтений. Сегодня государственные теле- и радиоканалы являются проводниками курса правительства Орбана: нынешний кабинет сразу после своей победы на выборах в массовом порядке уволил журналистов, ранее работавших в этих СМИ, и заменил их на собственных ставленников.

За последние годы в медийном ландшафте страны сформировался перевес в сторону национально-консервативного проправительственного лагеря. Государственные компании размещали рекламу исключительно в проправительственных СМИ, что в контексте относительно небольшого медийного рынка страны означало существенные финансовые потери для медиа критической направленности. Многие оппозиционные СМИ были вынуждены закрыться – в то время как число поддерживающих власти изданий и каналов резко возросло. Параллельно с 2010-го года шла поэтапная скупка региональных СМИ – их владельцами стали компании и бизнесмены, близкие к правительству.

В течение последних лет в стране появились и критически настроенные интернет-издания, проводящие расследования и публикующие разоблачительные материалы. Примером тому – онлайн-порталы 444.hu, Direkt36 или Átlátzó. Некоторые из них были основаны редакторами, ранее работавшими в крупных интернет-порталах Index и Origo. Однако все эти порталы сталкиваются с финансовыми трудностями и вынуждены регулярно проводить кампании по сбору средств. Численность их сотрудников также весьма невелика.

По-настоящему мощными независимыми СМИ остаются интернет-портал Index, имеющий самую высокую посещаемость в стране, и телеканал RTL Ungarn, который в последние годы занял критическую позицию по отношению к властям.

Из числа крупных международных медиаконцернов, открывших свои филиалы в Венгрии после 1989-го года, в стране на сегодняшний день остались лишь немногие. В мае 2014-го года с венгерского рынка ушла финская медиагруппа Sanoma, спустя три месяца её примеру последовала медиагруппа Funke, продавшая свою долю – основной пакет – в еженедельнике hvg. Уход международных медиагрупп из страны обусловлен, по всей вероятности, также тем, что за последние десять лет читательская аудитория сократилась и тиражи многих изданий резко упали.

Место в рейтинге свободы прессы (Репортёры без границ):
73 (2018)

По состоянию на май 2018-го года
перейти к поиску СМИ

СМИ из Венгрия на сайте euro|topics

перейти к поиску СМИ